Санкции против России бьют по многим областям промышленности, в том числе по производителям ПК, которые не могут получить процессоры, разработанные в стране и произведенные такими компаниями, как TSMC. Это привело к значительному сокращению количества поставленных ПК и серверов на базе российских процессоров в этом году, поскольку в стране не хватает замещающих производственных мощностей.
Вторжение России в Украину в феврале привело к санкциям против страны и таких компаний, как Intel и AMD, остановивших продажи своих процессоров. Тайвань также приостановил экспорт высококачественных чипов в Россию, а это означает, что российские фирмы, которые полагались на TSMC и других производителей чипов отечественной разработки, остались ни с чем.
Деловая газета «Коммерсант» пишет, что Максут Шадаев, глава Минцифры России, говорит, что в этом году было выпущено всего 15 000 ПК и 8 000 серверов на базе российских процессоров «Эльбрус» и «Байкал».
«У нас в этом году было бы гораздо больше, если бы были отгружены те партии российских процессоров, "Эльбрус" и "Байкал, которые были заказаны и произведены", — сказал Шадаев.
Тайвань разрешает экспорт процессоров в Россию и Беларусь, но с некоторыми важными оговорками: они не должны иметь производительность 5 GFLOPS или выше. Для сравнения, Nintendo 3DS имеет пиковую производительность 4,8 FP32 GFLOPS. Кроме того, экспортируемые чипы не могут иметь АЛУ шириной более 32 бит, более 144 выводов, базовое время задержки прохождения логического элемента менее 0,4 нс или внешнее межсоединение со скоростью передачи данных 2,5 МБ/с и более. Плюс их рабочая частота не должна достигать 25 МГц и выше.
«Иностранные производители, выпускающие процессоры по чертежам российских разработчиков, в 2022 году отказались выполнять заказы, в том числе отгружать уже изготовленные чипы», — сказал Шадаев.
Россия искала китайский серый рынок для импорта чипов, но около 40% из них оказались бракованными. Был также вариант с китайскими процессорами Loongson, но азиатская страна запретила их экспорт, поскольку Китай хочет использовать их для своего военно-промышленного комплекса.