Бизнес использует данную концепцию в той или иной форме уже давно, однако за последние годы интерес к данной технологии возрос в сотни раз в связи с принятым на государственном уровне решении о всеобщей диджитализации. При этом не все фирмы понимают, в каких направлениях и как именно должна реализовываться данная концепция для максимизации результатов. Разобраться в этом вопросе поможет эксперт в сфере IT Антипкин Михаил Сергеевич.
По сути, это digital-копия или онлайн-модель чего-либо, например, отдельного бизнес-процесса, системы или их совокупности. Допустим, цифровая модель производства наглядно демонстрирует все процессы в онлайн-формате. Понимая преимущества использования такой технологии, бизнес может получить колоссальные преимущества - не зря объем мирового рынка цифровых двойников по разным оценкам достигает $13-16 млрд. В частности, Михаил Антипкин утверждает, что правильно сгенерированная модель способна:
Отследить нецелесообразность использования ресурсов и существенно уменьшить издержки на запуски новых продуктов, направлений, процессов.
Оптимизировать отдельные бизнес-процессы или всю систему в целом. По данным одной из дочерних фирм General Electric, применение двойника позволят снизить расходы на техническое обслуживание на 40%, а незапланированные простои — на 20%.
Спрогнозировать пиковые фазы, возможные аварии и поломки, а также существенно повысить безопасность, особенно если речь идет о потенциально опасном оборудовании или предприятии. Например, недавно аналитическая digital-система почти за месяц предсказала сбой компрессора на крупном европейском нефтеперерабатывающем предприятии.
Выступать как симулятор при принятии управленческих решений. В том числе, при помощи двойника возможны тестовые запуски и прогон.
При этом далеко не все представители бизнеса понимают, насколько детальным должен быть цифровой двойник - обязан ли он отображать все до мельчайших подробностей или только обрисовывать все в общих чертах. Отсюда возникает как нерациональное использование ресурсов, так и недостаточно эффективная модель для решения поставленных задач.
Михаил Антипкин, ссылаясь на свой многолетний опыт, уточняет, что внедрение цифровых двойников однозначно целесообразно для технически сложных сфер и производителей уникальных товаров, поскольку использование концепции сократит период времени, который проходит команда при создании нового продукта или функции вплоть до запуска. Помимо этого, таким образом можно снизить ряд ключевых рисков.
Также Михаил Антипкин отмечает, что эта концепция логична и оправдана в тех случаях, когда планируется глобальное техническое переоснащение или закупка дорогостоящего оборудования.
В целом, говоря о бизнесе, применение digital-копий разумно для отдельных бизнес-процессов с целью их оптимизации. В качестве положительных побочных эффектов возможно выявление дополнительных производственных мощностей, появление новых продуктов или резервов.
Во-первых, очевидно, что внедрение подобной технологии требует определенных затрат, а именно от нескольких миллионов рублей. Верхняя граница определяется размером бизнеса, уровнем его оцифровки и проблемой, которую планируется решить. Помимо внедрения, digital-модель нуждается в технической поддержке.
Во-вторых, средний срок окупаемости двойника составляет от 5 до 9 лет.
В-третьих, с внедрением очередной технологии повышаются риски кибератаки, утечки конфиденциальных сведений и возникают дополнительные технические ограничения.
Поэтому стратегия внедрения цифрового двойника в обязательном порядке должна включать детальную оценку ожидаемой пользы от внедрения, которая сопоставляется не только с расходами, но и необходимыми изменениями для того, чтобы появление digital-копии была несомненно оправданным.