Поводом для появления данной статьи стал, опубликованный в свое время, «отчет о проделанной работе» моего коллеги, Эдуарда Трошина, в котором он довольно подробно и занимательно изложил историю своего становления в мире журналистики и IT-журналистики в частности.
Стоит признать, что в упомянутом материале скрылось досадное упущение. Являясь отличным репортером и превосходным интервьюером, Эдуард тем не менее не охватил в своей деятельности многих сторон и аспектов IT-журналистики, с которых как раз начинает большинство молодых авторов. Ведь на самом деле основную часть огромной «армии» IT-журналистов составляют даже не обозреватели электроники или программного обеспечения, а… геймеры. И именно из любви к компьютерным играм, в подавляющем большинстве из вчерашних и современных подростков вырастают обозреватели не только ноутбуков и смартфонов, но и компьютерных систем и технологий промышленных масштабов.
Вырастают в прямом смысле этого слова, потому, как будучи юным тинейджером, вы вряд ли заинтересуетесь сложными техническими характеристиками того или иного гаджета для того, чтобы проанализировать их, сравнить с другими устройствами и рассказать об этом читателям в простой и доходчивой форме. Вы будете с упоением играть в ту или иную игру и, конечно же – стремиться поделиться своими впечатлениями с другими. Важно – успеть это сделать раньше, чем остальные авторы, а для этого нужно иметь определенные навыки и, конечно же, – хотя бы небольшой талант.
Итак…
Прежде всего, давайте вспомним старый анекдот, когда чукча приносит в издательство книгу, а редактор его спрашивает, читал ли он вообще, что он написал, на что чукча отвечает:
- «Чукча - не читатель, чукча – писатель, однако!»
Именно этот анекдот является наипервейшей иллюстрацией неправильного подхода к вопросу написания статей не для себя самого, а для других читателей.
Ведь как можно научиться какому-то делу? Взять хороший учебник или подсмотреть мастерство у того, кто это делает на высоком профессиональном уровне.
И в этом плане у потенциальных журналистов любой специализации имеется неисчерпаемый источник знаний и опыта: художественная литература. Причем литература может быть практически любого направления и жанра. К слову, сам я, еще в школьные годы читал всегда и везде: в транспорте, в ванной, в постели перед сном, на скучных уроках в школе и даже с фонариком под одеялом по ночам. В то время хорошие книги были довольно большим дефицитом, и потому ассортимент литературы был обеспечен моим членством в пяти столичных библиотеках, не считая школьной.
Главное условие – литература должна быть качественной: не бульварные романы авторов-однодневок, которых сегодня развелось просто до неприличного много, а действительно хорошие книги писателей-классиков. Это может быть, конечно, и «Война и мир» с «Анной Карениной», и «Преступление и наказание» с «Мастером и Маргаритой», и «Записки охотника», и даже «Муму» Тургенева… Но, спешу вас порадовать: к классикам литературы сегодня можно отнести и намного более близких к техническому жанру, писателей-фантастов вроде Азимова, Гаррисона, Шекли, Брэдбери, Воннегута, Кларка и многих других.
Не поверите, но превосходным подспорьем в развитии простого и доходчивого языка становятся… детские книжки. Не сказки, конечно, про Колобка или Репку, но к, примеру, советские издания «Приключений Робинзона Крузо», «Незнайки на Луне» или «в Солнечном Городе», «Карлсона» или «Алисы в Стране Чудес» и «в Зазеркалье», которые, являясь сами по себе очень увлекательными в изложении, исподволь учат излагать ваши собственные мысли интересно и доходчиво для читателей любого возраста и уровня знаний.
Набрав словарный запас, на подсознательном уровне усвоив грамматические и орфографические правила и существенно расширив свой литературный «багаж», можно приниматься за первый опыт создания собственных статей. Однако перед этим стоит тщательно изучить вопрос, который вы собираетесь поднять. Для этого нужно сначала ознакомиться, так сказать, с «матчастью», то есть статьями других, уже состоявшихся и опытных авторов, размещенными в крупных печатных и виртуальных изданиях.
Убедитесь в том, что ваши знания и опыт, если не богаче, то, по крайней мере - не беднее, чем у других авторов и вы тоже можете сообщить читателям интересную и даже уникальную информацию. Даже если таковой нет, ваша точка зрения на тот или иной вопрос могут оказаться актуальными и, возможно, даже более востребованными, ведь, как известно,- сколько людей, столько и мнений. Может так случиться, что вы окажетесь тем самым автором, который найдет среди читателей значительно большую поддержку, чем тот, к чьей статье вы аппелировали.
Подобные материалы очень часто встречаются в самых различных темах: от обзоров автомобилей, до рецензий к фильмам и играм.
Обязательно убедитесь, что ваша статья не перегружена специфическими терминами, делающими ее пригодной для чтения лишь заядлыми геймерами и прочими гиками. «Выпендреж» модными, в геймерсткой среде, словечками, вроде «протагонист» вместо «герой», «скилл», вместо «уровень» и так далее может сильно сузить рамки потенциальной читательской аудитории ибо рядовой читатель, не знакомый с геймерским жаргоном, просто не с может понять, что вы имели в виду. Не стесняйтесь подбирать понятные синонимы любым «жаргонизмам» и статья станет универсальной, а не узкоспециализированной.
Главное – будьте уверены в том, о чем пишете. Домыслы и «приягивания» фактов сегодня разоблачаются намного быстрее, чем в «доинтернетные» времена. Два-три поста читателй на форуме издания, и вот ваше мнение уже перестало являться объективным и авторитетным… Еще пара статей в том же духе и вы, как серьезный автор перестаете существовать в глазах и читателей, и редакторов.
Потому не стесняйтесь в спорных вопросах, или, если вы не уверены на все 100 процентов в истинности вашего мнения, пояснять, что информация, вами изложенная, является результатом исключительно ваших измышлений и потому имеет право на оспаривание.
Помните: не надо надеяться на редакторов и корректоров, переделывать ваш «сырой» материал в удобоваримый для чтения не их работа. Именно вы – самый первый главный редактор и корректор своих материалов.
После написания текста старайтесь внимательно прочитать его еще несколько раз. Если позволяет время, а у начинающих авторов оно всегда позволяет, отложите отправку статьи в редакцию хотя бы на сутки и утром прочтите материал еще раз, что называется "на свежую голову". Почти всегда вы найдете куски, которые могут показаться вам достойными переделки.
Смело занимайтесь этим, ведь действительно удачные абзацы переделывать точно не захочется, а если у вас появилось желание что-то изменить и чем больше – тем лучше – вы на верном пути. Самокритика в журналистике – признак профессионализма.
Автор, считающий свои статьи выше и лучше других, обречен на медленное или быстрое забвение, как повезет.
Попытайтесь прочитать свой материал «чужим» взглядом, представив на своем месте другого человека, ведь, не забывайте, что вы пишете свою статью, в первую очередь не для себя, иначе зачем пытаться ее опубликовать.
Еще лучше – показать материал сначала своим друзьям, с которыми вы являетесь единомышленниками, а после и тем, кто имеет с вами остро противоположное мнение. Только старайтесь выбирать «критиков», в объективности которых вы не сомневаетесь.
И не обижайтесь, если статья сразу не понравится, ведь, когда вы сделаете материал, который устроит даже самых негативных оппонентов, шанс на его скорую публикацию и представление вас как перспективного и интересного автора увеличивается в разы.
После того, как вы действительно убедитесь, что «первый блин», хотя бы по вашему мнению, не выглядит «комом», предложите статью редакции, интересующего вас издания или интернет-ресурса. Не расстраивайтесь из-за отказа. Если редакция пояснит, чем материал не подошел, поинтересуйтесь, можно ли его исправить и отправить снова. Если нет – попробуйте отправить материал другим изданиям. А если редактор просто просит вас что-то изменить, не спорьте и попытайтесь сделать, как он просит. Если редактор, «критикуя – предлагает», то это - грамотный специалист, который знает, что ему нужно от статей авторов.
Может сложиться и так, что, прочитав вашу статью и ознакомившись с вашим стилем изложения, редактор сам предложит тему, которая его интересует.
Возьмитесь за нее и отнеситесь к работе с еще большей ответственностью, чем к своей собственной статье, ведь, дав вам задание, редактор выражает своеобразный кредит доверия, который нужно обязательно вернуть. Если чувствуете, что не справитесь, лучше отказаться от статьи сразу. Потратив впустую время на материал, который должен выйти в конкретные сроки, вы рискуете сорвать его выход вообще, так как редактор не успеет дать задание другому автору.
Все вышесказанное можно резюмировать лишь одним: если вы хотите писать и чувствуете, что у вас это может получится – пробуйте! Главное – занимайтесь своей темой, в которой вы действительно подкованы и постоянно совершенствуетесь. Хватаясь за все подряд можно просто впустую разбазарить свои силы, в то время как другие авторы легко смогут превзойти вас, каждый - в своей тематической нише.
Иван Ковалев